Имущество которое может находиться исключительно в федеральной собственности

Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2501 (ред. от 29.12.2022) «Об утверждении особенностей управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями»

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики», пунктами 1 и 3 части 5 статьи 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики», пунктами 1 и 3 части 5 статьи 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области» и пунктами 1 и 3 части 5 статьи 21 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые особенности управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 января 2026 г., за исключением:

подпункта «а» пункта 3 особенностей, утвержденных настоящим постановлением, который действует до 1 января 2023 г.;

подпункта «г» пункта 3 особенностей, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2023 г.

от 29 декабря 2022 г. N 2501

УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ИМУЩЕСТВА,

РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ

И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ

ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ, КАЖДЫМ

ИЗ УКАЗАННЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕГО МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

1. Настоящий документ устанавливает особенности управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее — субъекты Российской Федерации), находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее — управление и распоряжение отдельными объектами имущества), а также особенности разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями (далее — разграничение имущества).

2. Настоящий документ не применяется при разграничении имущества в отношении имущества, не указанного в пункте 4 настоящего документа.

3. С учетом особенностей, установленных настоящим документом, применяются:

а) утратил силу с 1 января 2023 года. — Абзац второй пункта 2 данного Постановления;

б) положения части 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

в) положения статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

г) положения статьи 55 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;

д) положения иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения по отнесению отдельных объектов имущества к федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, их передаче в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, а также по управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом.

4. При разграничении имущества:

а) отнесению к федеральной собственности подлежит имущество по перечню согласно приложению N 1;

б) может относиться к федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности их муниципальных образований имущество по перечню согласно приложению N 2.

5. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в федеральной собственности (за исключением автомобильных дорог общего пользования и земельных участков для их размещения, имущества, используемого Вооруженными Силами Российской Федерации, в том числе включаемыми в их состав воинскими формированиями Донецкой Народной Республики, воинскими формированиями Луганской Народной Республики, организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, управление и распоряжение которым осуществляется Министерством обороны Российской Федерации), осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами).

При таком управлении и распоряжении Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) вправе отказаться в одностороннем порядке от договоров концессии, договоров и соглашений, предусматривающих передачу имущества в безвозмездное пользование, аренду, доверительное или иное управление и хозяйственное ведение, заключенных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2501 «Об утверждении особенностей управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями» (исполнения обязательств по указанным договорам и соглашениям).

6. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом при разграничении имущества принимает решения об отнесении отдельных объектов имущества и (или) объектов имущества, относящихся к отдельной категории (группе), указанных в приложении N 2 к настоящему документу, к государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности их муниципальных образований по согласованию с коллегиальным органом, образованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р (далее — коллегиальный орган).

7. При управлении и распоряжении отдельными объектами имущества после разграничения имущества имущество, указанное в приложении N 2 к настоящему документу, может передаваться в федеральную собственность, государственную собственность соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность их муниципальных образований.

8. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом при управлении и распоряжении отдельными объектами имущества после разграничения имущества принимает решения о передаче из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность их муниципальных образований отдельных объектов имущества и (или) объектов имущества, относящихся к отдельной категории (группе), указанных в приложении N 2 к настоящему документу, по согласованию с коллегиальным органом.

9. Принятие Федеральным агентством по управлению государственным имуществом решений, предусмотренных пунктами 6 и 8 настоящего документа, осуществляется с учетом:

а) необходимости объектов имущества для обеспечения осуществления полномочий или деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, деятельности подведомственных им государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, необходимости объектов имущества для обеспечения осуществления полномочий или деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации, деятельности подведомственных им муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

б) возможности нахождения объектов имущества в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим документом;

в) необходимости сохранения технологического единства и безопасной эксплуатации объектов имущества.

10. Представление документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», не требуется.

11. Предложение об отнесении к государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности его муниципального образования или о передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность его муниципального образования имущества, указанного в приложении N 2 к настоящему документу, для принятия решения в соответствии с пунктом 6 или 8 настоящего документа направляется соответственно органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления его муниципального образования в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

12. Федеральные органы государственной власти для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе, подлежащем разграничению и указанном в приложениях N 1 и 2 к настоящему документу, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим документом может находиться в федеральной собственности и которое необходимо для обеспечения осуществления их полномочий или деятельности, деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) декларацию об объекте имущества, подлежащем учету в реестре федерального имущества, по форме согласно приложению N 3 (далее — декларация).

13. Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» для внесения в реестр федерального имущества сведений об имуществе, подлежащем разграничению и указанном в приложениях N 1 и 2 к настоящему документу, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим документом может находиться в федеральной собственности, направляет декларацию в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган).

14. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в случае соответствия имущества, указанного в декларации, видам имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим документом может находиться в федеральной собственности, в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации в соответствии с пунктом 12 настоящего документа направляет в коллегиальный орган предложение об отнесении имущества, указанного в декларации, к федеральной собственности и согласовании закрепления такого имущества за федеральным органом государственной власти, направившим декларацию, или подведомственным ему федеральным государственным унитарным предприятием либо федеральным государственным учреждением на соответствующем вещном праве (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

В течение 7 рабочих дней со дня получения указанного согласования Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) вносит в реестр федерального имущества сведения об имуществе, указанном в декларации, и принимает решение о закреплении такого имущества на соответствующем вещном праве за федеральным органом государственной власти или подведомственным ему федеральным государственным унитарным предприятием либо федеральным государственным учреждением.

15. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации в соответствии с пунктом 13 настоящего документа направляет в коллегиальный орган предложение об отнесении имущества, указанного в декларации, к федеральной собственности и согласовании передачи такого имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий».

В течение 7 рабочих дней со дня получения указанного согласования Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) вносит в реестр федерального имущества сведения об имуществе, указанном в декларации, и принимает решение о передаче такого имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий». При этом положения постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N 1200 «Об утверждении Правил передачи Федеральным агентством по управлению государственным имуществом федерального имущества некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации» не применяются.

к особенностям управления

и распоряжения отдельными

объектами имущества, расположенными

на территориях Донецкой Народной

Республики, Луганской Народной

Республики, Запорожской области

и Херсонской области, находящимися

в государственной или муниципальной

собственности, а также разграничения

имущества между Российской Федерацией,

каждым из указанных субъектов

Российской Федерации и его

ИМУЩЕСТВА, КОТОРОЕ ПОДЛЕЖИТ ОТНЕСЕНИЮ

К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться исключительно в федеральной собственности.

2. Объекты, необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства, включая:

имущество, необходимое для обеспечения деятельности войск, других воинских формирований, органов безопасности и правоохранительных органов;

запасные пункты управления органов государственной власти, объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период;

государственные запасы и мобилизационные резервы;

имущество предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

имущество предприятий, производящих системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, летательные аппараты, военное снаряжение;

имущество предприятий, производящих лекарственные средства и медицинские изделия.

3. Имущество предприятий, обеспечивающих стабильное бесперебойное функционирование отраслей экономики и поддержание занятости, по перечню, определяемому коллегиальным органом, образованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р.

4. Особо опасные и потенциально опасные объекты, за исключением опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, потенциально опасные биологические и химические объекты.

5. Инфраструктура и иные объекты производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта.

6. Имущество, необходимое для обеспечения осуществления полномочий федеральных органов государственной власти, деятельности подведомственных им организаций, в том числе деятельности в области промышленной безопасности, геологического изучения, геодезической и картографической деятельности, аэронавигационной деятельности, деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов, деятельности в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, а также деятельности в сфере стандартизации и деятельности по обеспечению единства измерений.

7. Иное имущество, необходимое для осуществления деятельности федеральных органов государственной власти, подведомственных им организаций, а также организаций, осуществляющих публично значимые функции, по перечню, определяемому коллегиальным органом, образованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р.

к особенностям управления

и распоряжения отдельными

объектами имущества, расположенными

на территориях Донецкой Народной

Республики, Луганской Народной

Республики, Запорожской области

и Херсонской области, находящимися

в государственной или муниципальной

собственности, а также разграничения

имущества между Российской Федерацией,

каждым из указанных субъектов

Российской Федерации и его

ИМУЩЕСТВА, КОТОРОЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ,

ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1. Опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых.

2. Объекты гражданской обороны.

3. Имущество, используемое для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Автомобильные дороги общего пользования, объекты трубопроводного транспорта, речные и морские суда с обслуживающей инфраструктурой.

5. Аэропорты и входящие в их имущественный комплекс машины и оборудование для обслуживания и ремонта воздушных судов, другие критически важные объекты транспортной инфраструктуры, за исключением объектов железнодорожного транспорта общего пользования.

6. Объекты, необходимые для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, объекты связи, включая радиовещание и телевизионное вещание, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, стабильного и безаварийного функционирования предприятий.

7. Гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

8. Объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения и захоронения твердых коммунальных отходов.

9. Жилищный фонд, имущество жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных предприятий.

10. Объекты социально-культурного и бытового назначения.

11. Объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

12. Земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, и иные объекты, необходимые для осуществления деятельности на особо охраняемых природных территориях, в том числе объекты природного наследия, имущество, необходимое для осуществления контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов, деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарной деятельности и защиты растений.

13. Иное имущество, необходимое для обеспечения осуществления полномочий или осуществления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также организаций, осуществляющих публично значимые функции, по перечню, определяемому коллегиальным органом, образованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р.

31.Объекты права государственной и муниципальной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Государственная и муниципальная казна.

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

§ предприятия и другие имущественные комплексы;

§ здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

§ акции открытых акционерных обществ.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности:

1) Объекты, составляющие основу национального богатства страны– ресурсы континентального шельфа и территориальных вод; особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты); объекты историко-культурного наследия и художественные ценности;

2) Объекты, необходимые решения общероссийских задач– государственная казна РФ, имущество Вооруженных сил РФ, органов безопасности, ВУЗы;

3) Объекты оборонного производства– предприятия ВПК, объекты связи и инженерной инфраструктуры;

4) Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России– предприятия и объекты электроэнергетики, телевизионные и радиопередающие центры, федеральные автомобильные трассы; с/х предприятия;

5) Прочие объекты– предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ:

1)Крупнейшие предприятия экономики;

2)Предприятия атомного и энергетического машиностроения;

3)Предприятия рыбопромысловой промышленности;

4)Государственные санаторно-курортные учреждения, гостиницы;

5)Учреждения здравоохранения, образования;

6)Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные организации;

7)Предприятия автомобильного транспорта;

8)Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

1)Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

— жилищный и нежилой фонд;

— объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства;

2)Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), культуры и спорта.

3)Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

В РФ: федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В Красноярском крае: агентство по управлению гос.имуществом Красноярского края.

В Красноярске: департамент муниципального имущества и земельных отношений.

Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

а) государственную и муниципальную казну;

б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности органов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны — повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в гражданский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.

Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество:

а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной собственности;

в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

з) приобретенное по давности владения;

и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате:

— внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

— передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

— внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

— внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

— отчуждения по гражданско-правовым договорам;

— обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

— потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

— совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

— передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

— передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

— передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий