Уточненная налоговая декларация

Уточненная налоговая декларация

Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ (далее – Закон) внес изменения в часть 1 НК РФ. Рассмотрим подробнее некоторые изменения.

Когда уточненная налоговая декларация меняет налоговые обязательства?

Налогоплательщик обязан представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию, если в ранее поданной декларации выявлен факт неотражения (неполноты отражения) сведений (ошибок), которые привели к занижению суммы налога (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если же налогоплательщик обнаружил в поданной ранее декларации недостоверные сведения (ошибки), не приводящие к занижению суммы налога, он вправе (не обязан) внести в нее изменения и представить уточненную декларацию. При этом если уточненка подана по истечении установленного срока подачи декларации, она не считается представленной с нарушением срока (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Комментируемый Закон дополняет эту норму для налогоплательщиков, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг. Согласно новому абз. 3 п. 1 ст. 81 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате на основании указанной уточненной декларации, должна быть учтена ИФНС в расчетах с бюджетом:

  • по результатам камеральной налоговой проверки уточненки (если были выявлены нарушения)
  • либо по истечении срока проведения такой проверки, установленного ст. 88 НК РФ. Как правило, этот срок составляет три месяца со дня представления декларации, по НДС – два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, уточненная декларация, представленная в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, в любом случае должна быть принята налоговым органом и в установленный срок подвергнута камеральной проверке в полном объеме. По ее результатам расчеты налогоплательщика с бюджетом должны быть скорректированы. К такому выводу ФНС России приходила и ранее (см. письмо от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979). Соответственно, теперь эта позиция нашла законодательное закрепление. Рассматриваемое изменение в п. 1 ст. 81 НК РФ вступает в силу 1 июня 2022 г. и применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после этой даты (п. 2 ст. 1, п. 2, 4 ст. 2 Закона).

При этом отметим следующее. В приведенном выше письме налоговики обратили внимание, что при отражении в карточке «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) уточненных налоговых деклараций «к уменьшению» должен быть соблюден порядок приема таких деклараций за периоды, по которым истек срок на возврат (зачет) налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Согласно указанной норме заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, если в уточненке сумма налога заявлена к уменьшению и принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании п. 7 ст. 78 НК РФ, такие декларации только регистрируются инспекцией без корректировок начислений налога в КРСБ.

Когда сохранится статус международной холдинговой компании при изменении состава контролирующих лиц?

Ранее мы писали, что с 26.04.2022 статус международной холдинговой компании (МХК) смогут получить международные компании, у которых с 01.03.2022 и до их регистрации в порядке редомициляции (перехода в российскую юрисдикцию) произошли несущественные изменения в составе контролирующих лиц (не более 25 % от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия контролирующих лиц) (п. 1 ст. 24.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 26.03.2022 № 66-ФЗ).

Комментируемый закон позволяет получить статус МХК тем международным компаниям, у которых указанные изменения в составе контролирующих лиц превышают 25 % от совокупной доли прямого и (или) косвенного участия таких лиц. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • в отношении одного или нескольких контролирующих лиц указанной международной компании после даты ее регистрации в порядке редомициляции действовали иностранные санкции. Имеются в виду санкции в виде запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах);
  • совокупная доля прямого и (или) косвенного участия указанных контролирующих лиц по состоянию на дату регистрации международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25 процентов.

Кроме того, указанные международные компании смогут сохранить статус МХК, если в течение года с даты регистрации международной компании в составе ее контролирующих лиц появилось новое контролирующее лицо (пп. 2 п. 2 ст. 24.2 НК РФ).

Указанные изменения внесены в п. 4 ст. 24.2 НК РФ и вступают в силу 1 июня 2022 г. (пп. «б» п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона).

Какие действия налоговиков не являются разглашением налоговой тайны?

С 1 августа 2022 г. не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу, если указанный налогоплательщик (плательщик страховых взносов) выразил на это согласие.

Указанное согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Согласие направляется в налоговый орган в электронной форме. Его формат, порядок направления, а также порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утвердит ФНС России.

Напомним, сегодня к налоговой тайне не относятся общедоступные сведения о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), в том числе ставшие таковыми с его согласия. Такое согласие предоставляется плательщиком в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ). Форма и формат указанного согласия утверждены приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, а порядок его представления в налоговый орган – приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.

Таким образом, комментируемый Закон дополнил НК РФ следующим правилом. Если налогоплательщик не дал налоговому органу своего согласия на признание сведений общедоступными, последний может передавать третьим лицам такие сведения (которые продолжают оставаться налоговой тайной) при наличии согласия налогоплательщика. Из пояснительной записки к проекту Закона следует, что изменения в ст. 102 НК РФ направлены на обеспечение передачи налоговыми органами сведений о доходах граждан, составляющих налоговую тайну, региональным органам соцзащиты и в Пенсионный фонд РФ для определения права граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Отметим, налогоплательщик не обязан давать налоговому органу своего согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Либо на передачу этих сведений третьим лицам. Он вправе сделать это исключительно добровольно.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Как подавать уточненные декларации в 2023 году, чтобы не было штрафов

Переход на единый налоговый платеж и единый налоговый счет повлиял и на порядок представления уточненных деклараций. Разбираемся, какой алгоритм теперь нужно соблюдать при подаче корректирующей отчетности.

  • До 2023 года: до сдачи уточненки доплачивали налог
  • С 2023 года: сравниваем сумму доплаты с сальдо ЕНС
  • Корректировка уведомлений об исчисленных суммах

До 2023 года: до сдачи уточненки доплачивали налог

До 2023 года порядок представления уточненок с суммами к доплате был такой:

  • Если ошибка обнаружена до истечения срока уплаты налога, то чтобы не платить штраф нужно было просто подать корректирующую отчетность.
  • Если ошибка обнаружена после наступления срока уплаты налога, то до сдачи уточненки надо было рассчитать сумму недоимки и пеней по ней. Затем — перечислить эти деньги в бюджет.

Многие налогоплательщики, которые просто сдавали уточненку и не оплачивали задолженность перед этим, сразу после сдачи получали от инспекторов штраф — 20 % от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Санкция налагалась даже если деньги попадали в бюджет на следующий день после сдачи уточненок. А также если перед подачей отчетности в бюджет уплачивалась только недоимка, а пени — позже.

Суды признавали такой подход ИФНС правомерным, ведь в НК РФ было четкое предписание: от штрафа спасает только предварительная оплата как недоимки, так и пеней (определение ВС РФ от 06.08.2019 № 306-ЭС19-12699 по делу № А65-21303/2018).

Сверяйтесь с налоговой по ЕНС в автоматическом режиме и отслеживайте расхождения в наглядной таблице

С 2023 года: сравниваем сумму доплаты с сальдо ЕНС

Введение ЕНС и ЕНП упростило ситуацию. Теперь поступающие в бюджет платежи котловым методом (независимо от указанного назначения платежа) зачисляются на ЕНС налогоплательщика.

Затем начинается списание. Сумма на ЕНС распределяется налоговиками автоматически — по правилам, закрепленным в НК РФ: в первую очередь деньги направляют на погашение недоимки, начиная с наиболее ранней, затем на исполнение текущих налоговых обязательств, а потом — на уплату пеней (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Соответственно если у компании нет задолженностей, то перечисляемые в уплату налогов деньги будут до установленной НК РФ даты уплаты висеть на ЕНС, формируя положительное сальдо. Именно эта особенность и облегчает ситуацию с подачей уточненок с суммами к доплате.

По новым правилам штрафа не будет, если на момент представления корректирующей отчетности на ЕНС есть положительное сальдо в размере, соответствующем недостающей сумме налога и набежавших пеней (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). А значит, шансов избежать ответственности при подаче уточненки стало больше. Ведь, как мы только что выяснили, положительное сальдо ЕНС может возникать автоматически из-за разницы между сроками перечисления и уплаты налога.

Тем же, кто предпочитает действовать наверняка, а не рассчитывать на стечение обстоятельств, перед подачей корректирующей отчетности нужно придерживаться следующего алгоритма:

Рассчитать недоимку и пени.

Сравнить эти суммы с сальдо ЕНС.

Если денег на счете достаточно для покрытия недоимки и пеней, можно в тот же день не опасаясь штрафа сдать уточненку, а в дальнейшем при необходимости довнести на ЕНС средства для уплаты текущих платежей.

Подведем итог. По новым правилам штрафа не будет, если на день подачи уточненной декларации или расчета на ЕНС было положительное сальдо, перекрывающее образовавшуюся недоимку и пени. При этом не важно, как оно образовалось: в результате специальной доплаты нужной суммы или из-за того, что там уже были деньги, внесенные ранее в уплату других налогов.

Корректировка уведомлений об исчисленных суммах

Уведомления об исчисленных суммах налогоплательщики сдают в ИФНС, чтобы налоговики правильно распределили деньги на ЕНС в счет уплаты конкретных текущих платежей. Но нужно ли вместе с уточненной декларацией сдавать в ИФНС еще и уточненные уведомления?

Нет, не нужно. По правилам п. 9 ст. 58 НК РФ уведомление представляется в случае если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, страховых взносов или авансовых платежей до представления соответствующей декларации либо расчета. Таким образом, по тем налогам, где есть декларация или расчет, уведомление подается только в тех случаях, когда срок уплаты налога наступает ранее срока подачи отчетности.

Декларация как бы поглощает данные из уведомления, при необходимости корректируя их в большую или меньшую сторону. Так что после подачи декларации исправлять уведомление просто нет смысла.

Выходит, уточненное уведомление нужно подавать только если ошибка обнаружена до того, как сдана декларация или расчет. После того, как таковые попали в ИФНС, уведомления корректировке не подлежат (письма ФНС России от 03.02.2023 № БС-3-11/1379@ и от 31.01.2023 № БС-3-11/1180@). Из этого со всей очевидностью вытекает вывод, что подача корректирующей декларации не влечет обязанности по одновременному представлению уточненных уведомлений.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий